Когда ма звонит, спрашивает, есть ли у меня такой-то канал в телевизоре и просит включить и посмотреть, это, в общем, привычно. Где-то дизайнер мастерит раму для зеркала из веточек и умения повторить интерьер комнаты стоимостью 28 тысяч долларов всего за 4 тысячи. Или показывают, как общипать помидорный куст для буйного плодоношения ("Можешь нарисовать схему? А то с моей памятью и неспособностью начертить прямую линию...") Но вот к тому, что ма позвонит и попросит включить чёрно-белый фильм шестидесятых, потому что там "В конце будет интересная постельная сцена, которая многое объясняет!", я была, мягко говоря, не готова. С батей это было бы более ожидаемо: я узнавала о его любовницах сильно раньше супруги и могла спокойно рассказать ему анекдот,
почему необходимо пристёгиваться за рулёмпочему необходимо пристёгиваться за рулём ("Вот вы молодец! Вы пристегнулись и остались живы! А вот ваша спутница не пристегнулась, вылетела при аварии через лобовое и лежит теперь на обочине...с вашим членом в зубах!")С мамой на тему эротики мы разговаривали дважды.
Первый разПервый раз я посеяла острые зёрна смятения в уме родительницы, спросив, почему её отцу, моему дедушке, можно и нормально целовать в губы его младшего брата, других дедушек, дядьёв, зятьёв и фронтовых друзей, а Оскара Уальда за то же самое в тюрьму посадили? Перепуганная мать прикрывалась старыми добрыми патриархальными традициями, когда былинные богатыри тоже трижды целовались, в щёки румяные да в усы медовые, и генсеком с пушистыми бровями, как образцом для подражания на самом высочайшем, государственном уровне. Аргумент об отсутствии былинных богатырей в поведенческом наследии викторианской Британской Империи меня, тринадцатилетнюю, на время примирил с судьбой талантливого ирландца. Второй разВторой раз короткая дискуссия состоялась, когда мы вместе смотрели серию Midsomer murders, где любовники 70+ дружно укокошили, кажется, мужа дамы, чтобы ничто, так сказать, не мешало. Матушку глубоко потрясло, что не только где-то существует секс после второй замены паспорта, но это ещё и не замалчивается, а признаётся и фиксируется кинематографом. Меня, честно говоря, матушкино потрясение тоже сильно встряхнуло. Многие неприятные истины о том, почему у нас в семье у большинства женщин в голове всё именно так, а не иначе, с тихим щелчком встали в те пазы, куда должны были, и шестерёнки понимания провернулись в нужную сторону. На выручку мне пришёл, как ни странно, Ной Ламехович, самый известный в мире инженер-кораблестроитель. Я робко напомнила маме, что Ной стал счастливым отцом, шагнув в своё шестое столетие. А если это не весьма зрелый возраст для соития, то скажите мне, пожалуйста, что тогда возраст?! Мама подвисла, а потом ушла на аварийную перезагрузку, потому что обсуждать со мной, безбожницей, библейские темы - это ещё хуже, чем прелюбодеяние особ элегантного возраста на фоне ухоженных английских гортензий. И вот оно сегодня. Фильм "Евдокия", 1961 г, по одноимённой повести Веры Пановой. "Постельная сцена", как её охарактеризовала ма, представляла собой совместную ночёвку в одном четырёхместном купе женщины по имени Екатерина, инструктора обкома партии, и мужчины по фамилии Порохин, работника совета народного хозяйства.
читать дальшеОба едут, куда направила партия (это важно!). Занимают нижние койки, переговариваются через откидной столик. Говорят о музыке, о развитии человека с течением жизни, о том, что "многое в жизни пересматривать приходится"... В беседе выясняется, что у товарища Порохина не сложилась семейная жизнь: жена грезила о московской квартире и не смогла смириться с тем, что муж должен уехать на периферию. "А вы, небось, не приучали свою жену к настоящей жизни? По театрам водили, а от трудностей берегли?" - прозорливо замечает Екатерина. На что товарищ Порохин говорит, что "...можно ошибаться по мелочам, можно заблуждаться, можно даже изменить друг другу и всё это понять...но нельзя предавать главного!" И под главным тут подразумевается то, что товарищ Порохин поедет куда угодно, если так нужно для под'ёма послевоенной страны, и расценивает как предательство то, что жена с этим не согласна. "А вы согласны?" - спрашивает товарищ Порохин свою спутницу и она отвечает "Согласна!" И они пожимают друг другу руки. Из положения лёжа. Глядя при этом строго перед собой. Поезд едет в ожидаемо светлое будущее. Позже показывают, как Екатерина представляет этого человека приёмным родителям как мужа.
При виде этой "постельной" сцены седая и волосатая жаба, олицетворяющая мой жизненный опыт, прижимала к себе белую и пушистую девочку, грустно теребящую концы повязанного на шее пионерского галстука. Повесть я читала в седьмом классе, когда пионерский галстук на мне ещё был. Но вынесла оттуда только эпизод с хуманизацией в творчестве художника))) Сцены в поезде в повести нет. Фильм я никогда не видела полностью, попадая на какие-то отдельные кадры, которые не особо западали в память (кроме эпизода с вымогательством, распиской "(От сына) отказываюсь. Я ему ехидна." и последующим судебным разбирательством. Вера Алтайская - запоминающаяся актриса!
). И вот я смотрю фильм примерно в том возрасте, когда моя мать уже твёрдо уверовала в то, что она отжила своё "как женщина" и дальше остаётся жить "как специалист"... И от ужаса у меня волосы шевелятся в самых непечатных местах...
Звоню.
- Мам! Это ж ужас!! Они руки пожали!!
- Пожали. И, кстати, в несуществующем для простого народа в таком виде в те времена поезде. - мрачно отозвалась ма и тут же заволновалась. - Доченька! Тебе нужны деньги на психолога?
- О____о Думаешь, эта советская "постельная" сцена могла меня настолько травмировать?!
- Ты смотрела фильм про когтистое чудовище в полосатом свитере! Что может после этого с экрана травмировать?! Нет. Я про то, в какой семье ты выросла...
- Я прекрасно понимаю, что мужчине можно пожать не только руку! 
- А, ну тогда ладно! Слава богу, у тебя есть более нормальные поведенческие примеры. От гулящих отца с дедушкой. Но интересных "постельных" сцен в этом фильме оказалось даже две))) С одними и теми же персонажами.
читать дальшеКомандированных Екатерину и товарища Порохина определили на одну койку в гостинице. И там товарищ Порохин открытым текстом говорит, что, простите, уступил бы кровать женщине, но сразу женщину не разглядел, а вот громкой кричащего партийного лидера - да. Что тоже, к сожалению, многое объясняет...www.youtube.com/watch?v=aYdgxE4oR28 - фильм. Обе "постельные" сцены на 01:27 и на 01:30
www.litmir.me/br/?b=68061&p=1 - повесть
Извини, но на этой сцене я закончилась как человек
И вообще, традиционно - спасибо тебе!
Версана, ну да, это как "Три мушкетёра" советские...в 15 Арамис такой котик, а в 35 это история про то, как "государственнику Ришелье мотали нервы четыре алкоголика, дегенерат в короне и три проститутки"...а в примере про собачек я отнюдь не здорово справляюсь, потому что вот ты запомнила этот опыт так, что собачки пытались перепрыгнуть, а я - что они даже не пытались
Чеширррьте меняу, да, тут, ящетаю, мне офигенно подфартило, что у ма в голове произошли те изменения, с которыми мне легче ужиться))) особенно прекрасно то, что мать совершенно не верит в психологов и психотерапевтов, признаёт полезность только психиатров, но раз дочь верит, оборащалась и вроде как помогло, то вот, надо доченьку спросить)))
Версана, тут даже хорошо для тебя, что ты оказалась избирательно невнимательной к этому опыту над собачками...ты запомнила действие и всё-таки выпрыгнула самостоятельно, я запомнила бездействие и так бы и прожила всю жизнь, поджав хвост и не пытаясь перепрыгнуть преграду, если бы меня не подпихивали волшебными пенделями, не об'ясняли, что вообще происходит, не подбадривали, говоря, что верят в мои силы...чуешь разницу?
Иногда немного жаль, что адаптивности твоей мамы уже не хватит на нас. Но хорошо, что она смогла смириться с тобой.